Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается
тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей
всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких
движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации
кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других
учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для
пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание
ребёнка.
Итак, речь
совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее –
от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают
благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому,
учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут
силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук (с.8-29) [6] - развивают подражательную способность; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические (с.30-47) [6] - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические (с.48-57) [6] - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии
речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое
развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы. - Игровые задания должны постепенно усложняться. - Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть. - Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует. - Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); - игры с пальчиками с речевым сопровождением; - пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; - предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; - игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек; - кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; - игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; - игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
|